Специфика представления информации в условиях дистанционного обучения ориентирована преимущественно на визуальное восприятие, и, как следствие уменьшение комфортности обучения для учащихся – аудиалов и учащихся-кинестетиков.
Ведущий канал восприятия информации у обучающегося позволяет активизировать мыслительную деятельность. Благодаря ей,запускаются другие психические процессы память и воображение. Характеристика визуалов.
Доминирующий орган чувств у них – глаза. Для визуалов характерны следующие особенности:
· использование при разговоре слов «видеть», «заметить», «мне кажется», «взгляните», «посмотрите»;
· обращение внимания на внешность других людей, их мимику, жесты, позы;
· восприятие информации через образы;
· выраженная жестикуляция;
· восприятие в процессе обучения только визуальной информации в виде графиков, схем, рисунков, фотографий, экспериментов;
· хорошее воображение;
· характерна зрительная память;
· лучше остальных запоминают местонахождение предметов, хорошо ориентируются на местности.
Характеристика аудиалов. Для указанного типа восприятия особое значение представляет информация, полученная через органы слуха. Для аудиала характерны следующие признаки:
· использование в речи «слуховых» фраз («слышал», «не могу понять», «скажи», «мне послышалось», «послушай меня»);
· хорошо запоминают только те сведения, которые были преподнесены в устной форме;
· необходимость полной тишины при сосредоточении на чем-либо;
· высокая требовательность как к своей, так и чужой речи;
· чувствительность к разговорам; · хорошая слуховая память.
· усваивает материал, прочтенный вслух.
· имеет значение только конкретный факт без лишних подробностей; · хорошие рассказчики.
Характеристика кинестетика. Определить такого человека можно по ряду признаков:
· частое употребление слов с выраженным эмоциональным оттенком
(«взволнован», «мурашки по коже», «я восхищен»);
· частые прикосновения к собеседнику;
· близкая дистанция с человеком при разговоре;
· непоседливость;
· эмоциональность;
· не отличаются хорошим вниманием, плохо концентрируются на чем-либо длительное время;
· лучшее усвоение информации через движения и осязание;
· избирательны в общении;
· плохо воспринимают устную информацию.
Характеристика дигитала. Выделяется четвертый тип, называемый дигиталами. Отличить таких людей от других можно по следующим признакам:
· руководство логикой и обдумывание действий;
· четкое планирование деятельности;
· минимальное проявление чувств при общении;
· слабые эмоции;
· стремление к содержательным разговорам и неприятие пустых тем для них;
· высокое самообладание и спокойствие в условиях стресса;
· склонен –планировать учебный процесс и отличается дисциплинированностью.
//Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие / Н.В. Никуличева. – М.: Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с.//
Информацию подготовил педагог-психолог
Н.В.Синицына